|
Тонино Гуэрра / Tonino Guerra
С Тонино Гуэррой, знаменитым на Апеннинах и за их пределами писателем, поэтом и сценаристом, Феллини связывала ранняя дружба. Они родились в один год, а деревня Сантарканджело ди Романья, где родился Тонино, отстоит от места рождения Федерико всего на десяток километров.
Однако, как это ни удивительно, творческие их пути не пересекались до семидесятых (хотя Гуэрра начал писать ещё в концлагере, а в кино работал, начиная с 1953 года). И лишь когда Феллини решил вернуться к теме довоенного провинциального итальянского городка, перенести на экран родной Римини, он вспомнил о земляке и ровеснике. Кто лучше мог передать замысел мастера, чем человек, выросший в тех же условиях? К тому же Феллини чувствовал, что образы, вышедшие из-под пера Гуэрры, многое объединяет с его собственными героями: «безумие, наивность и невежество, которые свойственны всем детям, предоставленным самим себе».
Вот так и родилась совместная пьеса «Амаркорд», которая легла в основу одноимённого фильма. А фильм получил ряд наград, в их числе «Оскар» и несколько номинаций на него, одна из них – за сценарий. Впоследствии, отвечая на вопрос журналиста, кого же из двух авторов больше в «Амаркорде», Тонино говорил, что Гуэрра – это то, что написано на бумаге, а Феллини – это то, что «написано» на полотне экрана.
Несмотря на успех, они и в дальнейшем сотрудничали не так уж часто. Из полноценных общих картин можно назвать только «И корабль плывёт…» (4 премии «Давид ди Донателло», одна за лучший сценарий) и «Джинджер и Фред». Рабочее взаимодействие Феллини и Гуэрры не слишком отличалось от работы Маэстро с другими сценаристами: в съёмочной группе он пытался создать атмосферу школьного товарищества, «лицейского братства», свободного творчества. Трудно сказать, насколько это подходило Тонино, во всяком случае, сам он считает, что в создании многих лент не участвовал просто по причине отсутствия интереса (за что Феллини обзывал его дураком). Так, например, писателю не понравилась идея фильма «Город женщин». А работа над «Казановой» совпала с неудачным жизненным периодом, и Гуэрра даже порвал дорогой контракт и уехал в СССР, о чём до сих пор сожалеет. Впрочем, вернувшись, всё же написал стихи, вошедшие в картину. Авторство финальной части «Репетиции оркестра» также принадлежит Тонино, но он посчитал своё участие недостаточно полноценным, чтобы указывать фамилию в титрах.
Гуэрра работал также с Микеланжело Антониони, Дамиано Дамиани, братьями Тавиани и другими известными творцами из мира кинематографа. Его многое связывает с Советским Союзом и Россией – у него русская жена, он дружил с Беллой Ахмадулиной, по его сценариям были сняты многие фильмы русских режиссёров и мультипликаторов, в том числе «Ностальгия» Андрея Тарковского. Именно в период съёмок этой картины и при живом участии Гуэрры состоялось очное знакомство Феллини и Тарковского – двух великих режиссёров с двух сторон железного занавеса, столь близких друг другу по духу. Эта встреча состоялась в итальянском кафе. Когда автор «Сталкера» и «Соляриса» сказал, что с Гуэррой легко работается, поскольку Тонино поэт, Феллини помолчал, а затем произнёс: «Я первым должен был это сказать».
Уже после смерти Маэстро Гуэрра написал сценарий по его рисункам и вместе с другим русским – мультипликатором Андреем Хржановским – в 1997 году создал фильм «Долгое путешествие», вновь оживив творчество друга. А в Римини в честь Феллини он открыл ресторан. Было издано несколько книг со стихами Тонино Гуэрры. Музею в Суздале «Сплетение судеб», посвящённому общей истории русских и итальянцев, он подарил в 2003 году шестьдесят своих керамических, мозаичных и живописных работ.
|
|