|
Роберто Росселлини / Roberto Rossellini кинорежиссёр
08.05.1906 - 03.06.1977
Роль, которую на заре карьеры Феллини сыграл Роберто Росселлини, трудно переоценить. Этот человек оказался его проводником в мир кино, и, возможно, если бы не Росселлини, Маэстро долго не смог бы найти своё истинное призвание.
Первое знакомство состоялось в кинокомпании АЧИ-фильм, где молодой Роберто снимал свои первые фильмы и куда Федерико был принят в группу сценаристов. Студия находилась под крылом самого Витторио Муссолини, сына дуче, что ставило режиссёра в двойственное положение: с одной стороны, он имел легальное положение, с другой, был антифашистом и анонимно снимал репортажи, направленные против действующего режима.
По-настоящему же судьба свела двух великих творцов итальянского кинематографа чуть позже, в ателье Федерико «Забавная рожица», где тот занимался рисованием карикатур на солдат союзных армий. Роберто предложил вместе написать сценарий фильма о священнике, казнённом немецкими нацистами. Сам Феллини с небольшой обидой вспоминал, что, возможно, Росселлини обратился именно к нему не столько из-за его таланта сценариста, сколько из-за того, что в то время Феллини был очень дружен с актёром Альдо Фабрицци. А именно Фабрицци режиссёр хотел видеть в главной роли и таким образом надеялся уговорить на участие в картине. Но каковы бы ни были причины, этот визит изменил всю жизнь Федерико – он начал участвовать в съёмке кино и влюбился в этот процесс. Прежде, бывая на съёмочной площадке в роли журналиста и сценариста, он не ощущал влечения к режиссуре, а от Росселлини, можно сказать, заразился любовью к ней. «Работая с ним, - признавался Феллини, - я понял, что делать фильмы - это как раз то, чего я хочу, а он укреплял во мне веру, что мне по плечу постичь эту форму искусства… Росселлини открыл мне, что режиссером может быть обыкновенный человек». Получившийся в результате фильм «Рим – открытый город» стал первой картиной в жанре неореализма и сникал популярность.
Их сотрудничество продолжилось. Во время съёмок нового совместного фильма – «Пайза» - Феллини начал путешествовать по Италии. До этого он видел только Рим, Флоренцию и маленькие южные поселения, а теперь открыл для себя родную страну, приобрёл огромный опыт и вырос в политическом смысле, осознав, насколько, по его выражению, фашистский режим застилал глаза тем, кто жил в столице. Феллини был впечатлён людьми, пострадавших от войны, а теперь возрождающих мирную жизнь, повысил эрудицию и развил языковое чутьё, познакомившись с различными диалектами итальянского языка, записывая идиомы и жаргонизмы местных наречий. К тому же он открыл для себя натурные съёмки и новый подход к созданию кино: «Сопровождая Росселлини, я вдруг ясно понял, что фильм можно делать с такой же легкостью, с какой ты рисуешь или пишешь, наслаждаясь, мучаясь и не слишком заботясь о конечном результате».
Для росселлиниевской короткометражки «Чудо» (одна из новелл фильма «Любовь») Федерико не только сочинил сценарий, который заинтересовал известную актрису Анну Маньяни, но и сам сыграл вторую главную роль - новый неоценимый опыт, благодаря которому он смог увидеть процесс создания кино глазами актёра.
Материал для своей первой самостоятельной картины («Белый шейх») Феллини перед окончательным монтажом показал своему учителю и вдохновителю, чьё мнение, разумеется, чрезвычайно уважал, и получил похвальный отзыв. Дальше пути двух режиссёров расходятся. Феллини начинает свою собственную великую карьеру, но сохраняет с Роберто тёплые отношения. Росселлини вместе с Ингрид Бергман поспособствовали тому, чтобы Энтони Куинн сыграл главную роль в «Дороге», пригласив того на обед и показав одну из предыдущих лент Федерико.
Самого же создателя неореализма преследуют трудности - из-за скандального внебрачного романа с Бергман его фильмы плохо принимают в католической Италии и бойкотируют в Америке. В шестидесятые после провала документального сериала об Индии Росселлини решает перейти от кинематографа к телевидению и снимает множество образовательных фильмов-биографий об исторических лицах. В 1977 году в Риме он умирает от сердечного приступа через несколько недель после своего 71-летия.
|