Биография Фильмография Награды Фотографии Видео Карикатуры Цитаты Личности





Федерико Феллини. Личности. Нино Рота

Федерико Феллини. Личности. Нино Рота

Федерико Феллини. Личности. Нино Рота

Федерико Феллини. Личности. Нино Рота

Федерико Феллини. Личности. Нино Рота

Федерико Феллини. Личности. Нино Рота

Нино Рота / Nino Rota




Родственную душу среди актёров (Мастроянни) Феллини удаётся найти не сразу. А вот с композитором, понимающим режиссёра с полуслова, благосклонная судьба сводит Маэстро в самом начале творческого пути. Символичны обстоятельства первой встречи с Нино Рота, какими их описывает Феллини: однажды он видит на остановке смешного человечка, который ждёт трамвая не совсем в нужном месте – тем не менее, трамвай останавливается именно там, где чудак его ждёт. В результате режиссёр знакомится с человеком не менее эксцентричным, чем он сам, одарённым композитором, от мелодий которого отныне картины Феллини (начиная с самой первой – «Белый шейх») будут неотделимы.

Процесс рождения этих мелодий двумя темпераментными итальянцами, по словам очевидцев, выглядит примерно так. Феллини в бешеном монологе излагает Нино Роте идею нового фильма, а композитор, сидя за фортепьяно, отвечает нотами, аккордами, мотивами. Или же находится в кресле, закрыв глаза, размахивая руками, как дирижёр, и напевает то, что в этот момент приходит ему в голову, а в какой-то момент меняется в лице, становится более сосредоточенным. Это означает, что Рота «поймал» мотив. Режиссёр в этот момент также замолкает и останавливается.

Во время создания картин Феллини знает, какой должна быть актёрская игра или работа операторов, но искренне удивляется, почему этого не понимают остальные участники съёмок. Его подход к музыке точно такой же, но тут проблем не возникает – Нино Рота прекрасно чувствует настроение мастера: «Феллини может начать рассказывать вполне серьезно о вещах, которых никогда не было. И все вокруг начинают переглядываться и с изумлением возражать. Я никогда не делал так. Я знал, что если каких-то вещей не существует в нашем мире, это еще не значит, что их не существует в мире Федерико».

Например, при работе над «Сладкой жизнью» Феллини упоминает, что в рисунке фильма есть «нечто барочное, византийское». Он просит передать представление о «богатом и в то же время жалком, медленно бредущем караване или же о пышном и в то же время нищем, качающемся на волнах корабле». Нино Рота тут же сочиняет оригинальный мотив, в котором режиссёр видит все «заказанные» им образы.

Феллини может целыми днями сидеть вместе с композитором и слушать, как тот импровизирует, наигрывая музыкальные фразы. Их поразительное взаимопонимание, конечно, отражается и на личных взаимоотношениях – Рота становится настоящим другом семьи. Именно слова композитора, свидетельствующие в защиту любви знаменитых супругов, поклонники Феллини вспомнят, когда скандальная книга поставит эту любовь под сомнение.

К фильмам других мастеров Нино Рота тоже пишет. Самой знаменитой из рождённых им композиций становится мелодия из «Крёстного отца» Копполы. Однако, даже работая с другими режиссёрами, Нино Рота советуется с Феллини, их дружба постоянно оказывает своё влияние на творчество обоих.

Композитор не ограничивается кинематографом, он творит в классическом жанре, считая эту часть своего творчества даже более важной. Рота пишет десять опер, три балета, ряд симфоний. Правда, вследствие огромной популярности саундтреков его оперный талант почти не известен широкой публике.

Последней совместной работой Феллини и Нино Роты становится «Репетиция оркестра», к этой картине, в отличие от предыдущих, Рота пишет музыку заранее. В 1979 году он умирает.

Но и в смерти друзья остаются неразлучны. Спустя 14 лет, на похоронах самого Маэстро, вопреки всем католическим традициям торжественную мессу несколько раз прерывают маршем клоунов Нино Роты из фильма «Восемь с половиной», отдавая дань таланту обоих гениев.




Данный сайт предназначен для информационных целей, все права защищены правообладателями.